Речь – это важнейшее средство коммуникации, способное удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность в общении. Задержка в речевом развитии не позволяет ребенку полноценно включаться в игру со сверстниками, а значит, затрудняет социализацию. Игра с другими детьми способствует формированию адекватной поведенческой линии личности, эмоциональной сферы и характера человека.
Развитие речи важно для общего психомоторного развития ребенка. Интеллект у ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х) развивается и совершенствуется только при условии овладения речью. Речевое развитие является главным в становлении и дальнейшем развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Так или иначе, к 3-м годам большинство детей уже более-менее разговаривают. Но процесс овладения речью далеко не прост. Чтобы освоить его, ребенку нужно:
-Овладеть своим речедвигательным аппаратом. То есть «включить» те мышцы, которые участвуют в процессе говорения и научиться управлять ими. Вначале эти мышцы непослушны, и ребенку очень сложно начать произносить звуки родного языка. С возрастом он начинает говорить все чище и свободнее.
-Развить фонематический слух. – Научиться из сплошного потока речи окружающих выделять отдельные слова и части слов. Учитывая то, что речь окружающих далеко не всегда бывает четкой и правильной, для ребенка это далеко не тривиально.
-Научиться понимать речь взрослых, накопить пассивный словарь – то есть «выучить» значение множества слов родного языка.
-Захотеть общаться с взрослыми. Любое обучение невозможно без мотивации. Часто дети, которым по каким-то причинам общаться не так уж нужно или не интересно, позже начинают говорить.
-Развивать активную речь – то есть, собственно, набраться мужества и начать говорить, а потом тренировать эту свою новую способность, продолжая разговаривать
-Работать над мелкой моторикой. Это важно, так как двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон мозга, а также положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка.
-Освоить правильное речевое дыхание.
Всем этим мы занимаемся на наших занятиях. И, конечно же, с детками до 3х лет занятия проходят только в игровой форме.