+7 (926) 165 13 73 +7 (968) 998 41 70

Родительские послания

 

  В каждом возрастном периоде ребенок решает определенные задачи развития. Если по каким-либо причинам (не адекватное воспитание, травмы) задача развития не была решена, ребенок психологически застревает на неблагоприятном этапе, что приводит к проблемам во взрослой жизни. Вот несколько примеров.

Если существовала проблема в стадии от 0 до 6 мес, взрослый человек будет иметь чувство «мне всегда недостаточно, я всегда несчастен», «я плохой», трудности с доверием к другим людям, также с этой стадией связаны проблемы с ожирением и зависимостями, суецидность.

При неправильном воспитании в возрасте от 1,5 до 3 лет человек вырастает нерешительным («я не могу»), игнорирует чувства других людей, может быть всегда в оппозиции («баба яга против»).

Человек который «застрял» в возрасте от 3 до 6 лет живет по принципу «Вот когда все наладится..тогда..», Хотел бы я..но..», «Мне нельзя», «Я не должен». 

Проблемная стадия 6 - 12 лет во взрослой жизни проявляется принижением себя если не первый, проблемой с мотивацией, регидность, чувство вины. Часто такие люди не могут начать действовать и не завершают начатое. Чрезмерным бунтом или чрезмерной зависимостью от других, сексуальными проблемами у взрослых проявляются нерешенные задачи в стадии 12-18 лет. 

 

Родители, давая ребенку необходимые эмоциональные послания могут помочь успешно пройти все стадии развития. Ребенку необходимо получать следующие поддерживающие послания

* От рождения до 6 месяцев (малыш воспринимает информацию на уровне чувств) 

Я рад, что ты живешь (пример: улыбка, теплые слова, радость от общения с ребенком) 

Ты принадлежишь этому миру (ты часть нашей семьи, ты очень для нас важен. Например, ты настолько важен, что когда я тебя кормлю меня интересует только общение с тобой, я не говорю по телефону и не смотрю кино) 

Твои потребности важны для меня (пример: внимание, реакции на плачь, своевременные удовлетворения потребностей) 

Я рад, что ты – это ты. Ты можешь расти в своем собственном темпе (я не сравниваю тебя и твои успехи с другими детьми) 

Ты можешь чувствовать всеми своими чувствами 

Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе 

* От 6 месяцев до 1,5 лет 

Ты можешь исследовать этот мир, а я буду поддерживать и защищать тебя 

Ты можешь использовать все свои чувства чтобы исследовать этот мир 

Ты можешь делать что-нибудь столько сколько тебе нужно 

Ты можешь интересоваться всем 

Мне нравится, что ты проявляешь инициативу растешь и учишься 

Я люблю тебя и когда ты активен и когда ты спокоен 

* От 1,5 до 3 лет 

Я рад, что ты начинаешь думать сам (поддерживать стремления ребенка принимать решения, много объяснять и рассказывать, слушать внимательно ребенка) 

Ты можешь сердиться, и я не позволю ранить себя и других (ты можешь злиться, это нормально, но бить другого нельзя) 

Ты можешь говорить НЕТ и проверять границы столько, сколько тебе нужно (это про «много терпения». Когда у ребенка кризис 3х лет и главное слово «неть», не ругаем ребенка за строптивость, терпеливо объясняем и даем возможный максимум свободы) 

Ты можешь учиться думать за себя сам (не комментируем мысли ребенка, не домысливаем за него: «ты плачешь потому что устал», «ой ей так не нравится, да детка») 

Ты можешь знать, что тебе нужно и просить о помощи (не кидаться помогать ребенку или постоянно спрашивать хочет ли он пить или полежать, откликаться на запросы ребенка. Чувствует, что хочет пить - скажет. Не стыдить если ребенок просит помочь) 

Ты можешь отделяться от меня, и я буду продолжать тебя любить (ребенок становится самостоятельным и иногда вас не слушается, это нормально, и вы его любите и таким тоже) 

* От 3 до 6 лет 

Ты можешь исследовать кто ты, и кто – другие люди (в этом возрасте важно поощрять и создавать условия для общения со сверстниками, объяснять, что люди разные и у них могут быть разные желания, намеренья, настроение и это нормально) 

Ты можешь быть сильным и в тоже время просить о помощи (если ты просишь помочь, это не значит, что ты плохой или слабак) 

Ты можешь пробовать разные роли и способы как быть сильным 

Ты можешь понимать результаты своего поведения (учим брать ответственность за свое поведение) 

Все твои чувства приемлемы для меня (тебе грустно это нормально я побуду рядом, ты злишься, видимо у тебя есть причина на это) 

Я люблю тебя таким какой ты есть 

* От 6 до 12 лет 

Ты можешь подумать, прежде чем сказать “да” или “нет”, и учиться на своих ошибках 

Ты можешь доверять своей интуиции, чтобы решить, что делать 

Ты можешь найти свой способ что-то делать, подходящий именно для тебя (я могу посоветовать, но ты сам решишь, как ты будешь действовать) 

Ты можешь усвоить правила, которые помогут тебе жить с другими (устанавливаем границы, семейные правила. Да это твоя комната, но в нашей семье принято, чтобы дома было чисто, поэтому комнату надо убирать) 

Ты можешь научиться, когда и как не соглашаться (это нормально говорить нет) 

Ты можешь думать о себе и получать помощь вместо того, чтобы быть несчастным 

Я люблю тебя даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой 

* От 12 до 19 лет 

Ты можешь знать – кто ты и учиться навыкам независимости 

Ты можешь понять разницу между сексом и заботой и отвечать за свои потребности, чувства и поведение 

Ты можешь развивать собственные интересы, представления, взаимоотношения 

Ты можешь научиться использовать старые навыки по-новому 

Ты можешь становиться все более мужественным/женственной и всё же иногда быть зависимым. 

Я буду рад увидеть тебя взрослым. 

Моя любовь всегда с тобой ты можешь просить моей поддержки, если считаешь нужным. 

 

Эти послания могут быть вербальными или не вербальными, описан именно их смысл, а как вы этот смысл донесете до ребенка не имеет значения. Важно, чтобы слова не расходились с нашими реакциями на ребенка и его поведение, и нашими действиями, т.к тогда послания будут иметь совершенно другой эффект.