В каждом возрастном периоде ребенок решает определенные задачи развития. Если по каким-либо причинам (не адекватное воспитание, травмы) задача развития не была решена, ребенок психологически застревает на неблагоприятном этапе, что приводит к проблемам во взрослой жизни. Вот несколько примеров.
Если существовала проблема в стадии от 0 до 6 мес, взрослый человек будет иметь чувство «мне всегда недостаточно, я всегда несчастен», «я плохой», трудности с доверием к другим людям, также с этой стадией связаны проблемы с ожирением и зависимостями, суецидность.
При неправильном воспитании в возрасте от 1,5 до 3 лет человек вырастает нерешительным («я не могу»), игнорирует чувства других людей, может быть всегда в оппозиции («баба яга против»).
Человек который «застрял» в возрасте от 3 до 6 лет живет по принципу «Вот когда все наладится..тогда..», Хотел бы я..но..», «Мне нельзя», «Я не должен».
Проблемная стадия 6 - 12 лет во взрослой жизни проявляется принижением себя если не первый, проблемой с мотивацией, регидность, чувство вины. Часто такие люди не могут начать действовать и не завершают начатое. Чрезмерным бунтом или чрезмерной зависимостью от других, сексуальными проблемами у взрослых проявляются нерешенные задачи в стадии 12-18 лет.
Родители, давая ребенку необходимые эмоциональные послания могут помочь успешно пройти все стадии развития. Ребенку необходимо получать следующие поддерживающие послания:
* От рождения до 6 месяцев (малыш воспринимает информацию на уровне чувств)
Я рад, что ты живешь (пример: улыбка, теплые слова, радость от общения с ребенком)
Ты принадлежишь этому миру (ты часть нашей семьи, ты очень для нас важен. Например, ты настолько важен, что когда я тебя кормлю меня интересует только общение с тобой, я не говорю по телефону и не смотрю кино)
Твои потребности важны для меня (пример: внимание, реакции на плачь, своевременные удовлетворения потребностей)
Я рад, что ты – это ты. Ты можешь расти в своем собственном темпе (я не сравниваю тебя и твои успехи с другими детьми)
Ты можешь чувствовать всеми своими чувствами
Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе
* От 6 месяцев до 1,5 лет
Ты можешь исследовать этот мир, а я буду поддерживать и защищать тебя
Ты можешь использовать все свои чувства чтобы исследовать этот мир
Ты можешь делать что-нибудь столько сколько тебе нужно
Ты можешь интересоваться всем
Мне нравится, что ты проявляешь инициативу растешь и учишься
Я люблю тебя и когда ты активен и когда ты спокоен
* От 1,5 до 3 лет
Я рад, что ты начинаешь думать сам (поддерживать стремления ребенка принимать решения, много объяснять и рассказывать, слушать внимательно ребенка)
Ты можешь сердиться, и я не позволю ранить себя и других (ты можешь злиться, это нормально, но бить другого нельзя)
Ты можешь говорить НЕТ и проверять границы столько, сколько тебе нужно (это про «много терпения». Когда у ребенка кризис 3х лет и главное слово «неть», не ругаем ребенка за строптивость, терпеливо объясняем и даем возможный максимум свободы)
Ты можешь учиться думать за себя сам (не комментируем мысли ребенка, не домысливаем за него: «ты плачешь потому что устал», «ой ей так не нравится, да детка»)
Ты можешь знать, что тебе нужно и просить о помощи (не кидаться помогать ребенку или постоянно спрашивать хочет ли он пить или полежать, откликаться на запросы ребенка. Чувствует, что хочет пить - скажет. Не стыдить если ребенок просит помочь)
Ты можешь отделяться от меня, и я буду продолжать тебя любить (ребенок становится самостоятельным и иногда вас не слушается, это нормально, и вы его любите и таким тоже)
* От 3 до 6 лет
Ты можешь исследовать кто ты, и кто – другие люди (в этом возрасте важно поощрять и создавать условия для общения со сверстниками, объяснять, что люди разные и у них могут быть разные желания, намеренья, настроение и это нормально)
Ты можешь быть сильным и в тоже время просить о помощи (если ты просишь помочь, это не значит, что ты плохой или слабак)
Ты можешь пробовать разные роли и способы как быть сильным
Ты можешь понимать результаты своего поведения (учим брать ответственность за свое поведение)
Все твои чувства приемлемы для меня (тебе грустно это нормально я побуду рядом, ты злишься, видимо у тебя есть причина на это)
Я люблю тебя таким какой ты есть
* От 6 до 12 лет
Ты можешь подумать, прежде чем сказать “да” или “нет”, и учиться на своих ошибках
Ты можешь доверять своей интуиции, чтобы решить, что делать
Ты можешь найти свой способ что-то делать, подходящий именно для тебя (я могу посоветовать, но ты сам решишь, как ты будешь действовать)
Ты можешь усвоить правила, которые помогут тебе жить с другими (устанавливаем границы, семейные правила. Да это твоя комната, но в нашей семье принято, чтобы дома было чисто, поэтому комнату надо убирать)
Ты можешь научиться, когда и как не соглашаться (это нормально говорить нет)
Ты можешь думать о себе и получать помощь вместо того, чтобы быть несчастным
Я люблю тебя даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой
* От 12 до 19 лет
Ты можешь знать – кто ты и учиться навыкам независимости
Ты можешь понять разницу между сексом и заботой и отвечать за свои потребности, чувства и поведение
Ты можешь развивать собственные интересы, представления, взаимоотношения
Ты можешь научиться использовать старые навыки по-новому
Ты можешь становиться все более мужественным/женственной и всё же иногда быть зависимым.
Я буду рад увидеть тебя взрослым.
Моя любовь всегда с тобой ты можешь просить моей поддержки, если считаешь нужным.
Эти послания могут быть вербальными или не вербальными, описан именно их смысл, а как вы этот смысл донесете до ребенка не имеет значения. Важно, чтобы слова не расходились с нашими реакциями на ребенка и его поведение, и нашими действиями, т.к тогда послания будут иметь совершенно другой эффект.