+7 (926) 165 13 73 +7 (968) 998 41 70

Самооценка

При рождении ребенок имеет потенциал для развития хорошего, сильного чувства собственного Я

Собственная оценка себя формируется только через взаимодействие с социумом, в детстве это значимый взрослый. 

Новорожденный получает представление о том, какой он под влиянием голоса, образа, прикосновения матери. Малыш пока не понимает слова, он принимает этот мир чувствами и ощущениями. Мама поцеловала – я хороший, меня любят. Мама не замечает меня – я не важен, я плохой. Базовое отношение к себе формируется в младенчестве, в первый год жизни ребенка. 

В возрасте постарше, когда ребенок уже понимает речь, он слышит послания о себе от окружающих. 

«ты талантлив», «у тебя все получится», «ты красивый», «ты молодец» - формирует позитивный образ себя. 

«ты дебил», «от тебя никакого толку», «криворукий», «ты слишком ленив», «глупышка» -формирует отрицательный образ. 

Со временем, когда ребенок вырастает, он подсознательно находит подтверждения своего образа. Замечает только те события, и тех людей, которые подтверждают его ощущение себя. 

Человек ощущающий себя «тупым» будет бессознательно подгонять события жизни под привычную рамку: достижения преуменьшать («да ладно, я ничего особенного не сделал, каждый дурак бы так смог»), значение событий искажать («я всегда туплю»), теряться перед людьми, которые будут казаться умными (или чем-то напоминающими родителей), выбирать себе партнеров, которые обесценивают его умственные способности. 

Или всю жизнь доказывать, что он не такой: завоевывая медали, зарабатывая деньги, имея большое количество партнеров. Однако, не смотря на успех, продолжать ощущать себя таким же «тупым», «никчёмным» «не такой, как та девочка». 

Самые сильные послания несут в себе косвенные оценки, когда ребенок слышит мнение о себе в разговоре значимого взрослого с другим взрослым. 

Пример: «Моя девочка такая неряха, (пухляш, неумеха, забитая) не знаю, как она замуж выйдет». 

Послание может врезаться ребенку в сознание на долгие годы, помешав построить отношение с мужчиной, мешая отказаться от деструктивных отношений, из-за боязни остаться одной (ведь «кому я такая нужна»). 

Косвенные послания, подслушанные ребенком, несут наибольшую силу в формирование собственного Я. 

Важную роль в формировании самооценки играет способ оценивания ребенка родителями

А оценивают родители чаще именно личность, а не поступок: тихо сидишь – молодец хорошая девочка, разрисовала обои – плохая девочка. За день ребенок может быть то хорошим, то плохим много раз. Если такой стиль воспитания повторяется регулярно у ребенка формируется мнение, что какой он есть зависит от того, что он делает и как это действие оценивается другими. 

Во взрослой жизни ощущение себя будет зависеть от мнения других людей (подруги/мужа/жены/соседки и тд.) о его делах. Такие люди – постоянно нуждаются в 

похвале, они не уверенны в себе, не могут взять ответственность за свои действия, боятся ошибаться, если можно не делать, они не делают (планируют, размышляют, стараются, но реально не делают). 

Как быть? 

Разделять личность ребенка и его поступок. Ребенок изначально ХОРОШИЙ. Поступки могут быть разные. Хороший человек тоже ошибается, это нормально. Оценивайте поступок ребенка, а не его самого («плохо что разукрасил обои» а не «ты плохой потому что разукрасил обои»). И даже если вы злитесь, расстроены и вас бесит поведение вашего дитя, послание, что вы его любите должно быть неизменным. 

Если ребенок абсолютно уверен в любви мамы к нему, несмотря не на что, это формирует внутренний фундамент, который поддерживает человека всю его жизнь. 

В следующих публикациях вы найдете послания (для разных возрастных периодов), которые должен давать родитель ребенку, чтобы сформировать адекватную самооценку и крепкий фундамент для жизни.